Искусство концертного исполнительства

Специализации:фортепиано; концертные струнные инструменты

К творческим испытаниям на специальность «Искусство концертного исполнительства (фортепиано)» ИИК ТГУ допускаются абитуриенты, имеющие среднее специальное музыкальное образование.

 

Форма проведения

Программа экзамена

Сольное исполнение программы на фортепиано

  • Полифоническое произведение  (Прелюдии и фуги И.С. Баха, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина и др.);
  • Произведение венской классики (1или 2 и 3 части сонаты, концерта, вариации)
  • (И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт);
  • Концертный этюд (Ф. Шопен, Ф. Лист, А. Скрябин, С. Рахманинов и др.);
  • Крупное произведение свободной формы (или цикл пьес).

Коллоквиум

  • Собеседование по авторам исполняемой программы
  • Чтение с листа незнакомого сочинения (уровень трудности 7 класс ДМШ).
  • Вопросы, связанные с историей исполнительства, педагогики.
  • Иметь представление об основных педагогических и исполнительских школах и их стилистической направленности.

 

Пение с листа

  • Спеть модуляцию в свободной форме в тональность 1-й степени родства с отклонением и использованием альтерированных аккордов S.
  • Чтение с листа одноголосия.
  • Чтение с листа несложного вокального произведения.

 

Слуховой анализ (устно)

Определить на слух
  • 5-6 аккордов как диатонических, таки альтерированных с энгармонической заменой (см. требования по гармонии). Модуляции в тональности 1-ой и 2-ой степени родства (12-14 аккордов).

Слуховой анализ (письменно)

Двухголосный диктант в развернутой фактуре, включающий отклонения в модуляции, как в тональности диатонического родства, так и в дальние тональности.

 

Критерии оценок:

  • высокий профессиональный технический уровень исполнительства,
  • понимание музыкально-художественного стиля исполняемого произведения,
  • артистизм,
  • владение знаниями фортепианной, камерно-инструментальной, симфонической и вокальной музыки,
  • правильное определение на слух элементов музыкального языка и гармонической последовательности,
  • грамотное чтение с листа вокальной строчки (чистота интонирования, сохранение строя, правильное прочтение ритмического рисунка).
  • владение навыками чтения с листа музыкального произведения с выполнением авторских указаний (штрихи, нюансы, темпы).

К творческим испытаниям на специальность «Искусство концертного исполнительства (концертные струнные инструменты)» ИИК ТГУ допускаются абитуриенты, имеющие среднее специальное музыкальное образование.

 

Форма проведения

Программа экзамена

Сольное исполнение программы на струнном инструменте

Скрипка

  • И.С. Бах – две части (медленная и подвижная) из Сонат и партит для скрипки соло;
  • Произведение крупной формы значительной сложности (исключая авторов эпохи барокко): концерты Ф. Мендельсона, К. Сен-Санса, А. Вьетана, А. Хачатуряна и др. В многочастных циклах исполняются 1-я или 2-я и 3-я части;
  • Произведение малой формы виртуозного характера;
  • Один этюд (Я. Донт, соч.35; Г. Венявский и др.)
  • Гамма трех- или четырехоктавная; 8 видов арпеджио; двойными нотами: терциями, сектами, октавами (двумя видами аппликатуры), децимами.

Альт

  • Две части из сольных Сюит или Партит И.С. Баха или две части из Сюит М. Регера для альта соло;
  • Концерт (1-я или 2-я и 3-я ч.ч.), либо концертная пьеса в форме фантазии;
  • Две пьесы (одна – виртуозного характера);
  • Этюд;
  • Гамма трех- или четырехоктавная; арпеджио; двойными нотами.

Виолончель

  • Две части (медленная и подвижная) из Сюит И.С. Баха для виолончели соло;
  • Крупная форма: концерт (1-я или 2-я и 3-я ч.ч.);
  • Два разнохарактерных этюда;
  • Виртуозная пьеса;
  • Четырехоктавная гамма, арпеджио, двойные ноты.

Коллоквиум

  • собеседование по авторам исполняемой программы по специальности (композитор, образное содержание, жанр, форма, исполнительские и методические проблемы);
  • вопросы по репертуару, пройденному в специальном, камерном, квартетном и оркестровом классах среднего специального учебного заведения;
  • сведения о крупнейших представителях мирового и отечественного инструментального искусства (исполнителях и педагогах);
  • вопросы методики обучения.
  • сведения о наиболее значительных трудах крупнейших представителей отечественной музыкальной науки в области смычкового искусства;
  • знание современной музыкальной жизни страны

Пение с листа

  • чтение с листа одноголосного номера (примерный уровень: Б. Алексеев «Этюды
  • по сольфеджио», № 10: Н. Качалина I ч. «Одноголосное сольфеджио» № 36);
  • чтение с листа двухголосия с фортепиано (примерная трудность: Способин №100-103).

Слуховой анализ (устно)

  • определение на слух 5-6 аккордов, как диатонических, так и альтерированных с энгармонической заменой (см. требования по гармонии);
  • слуховой анализ последовательности из I2-14 аккордов с отклонениями и модуляцией в тональности первой и второй степени родства.

Слуховой анализ (письменно)

Двухголосный диктант в развитой фактуре, с отклонениями в тональности диатонического родства

Критерии оценок:

  • высокий профессионально- технический уровень исполнительства,
  • понимание музыкально-художественного стиля исполняемого произведения,
  • артистизм,
  • владение знаниями скрипичной, камерно-инструментальной, и симфонической музыки,
  • правильное определение на слух элементов музыкального языка и гармонической последовательности,
  • грамотное чтение с листа вокальной строчки (чистота интонирования, сохранение строя, правильное прочтение ритмического рисунка),
  • высокий уровень образовательной и специальной профессиональной подготовки