Настоящее и будущее кураторских проектов в Томске

На площадке Томского областного краеведческого музея прошла дискуссия, посвященная кураторству. В мероприятии приняли участие кураторы творческих и художественных проектов, представители культурных институций и студенты Института искусств и культуры ТГУ. 

В ходе дискуссии участники пытались ответить на вопросы:

— кто такой куратор и что он делает?

— зачем нужны кураторы?

— каковы функции куратора?

— в чем особенность кураторского проекта?

— как выстраиваются отношения между кураторами и участниками проекта?

Кураторский подход в искусстве стал активно распространяться в конце 60-х годов 20 века в Европе. Первым куратором называют Харальда Зеемана (Швеция, Берн). В России яркие кураторские проекты стали появляться в 90-е годы. Под кураторскими проектами мы понимаем творческие и художественные проекты, в основе которых лежит концепция, построенная на определенной идее, которую автор транслирует вовне и которой хочет поделиться с миром. При этом кураторские проекты часто отличаются особым подходом к экспонированию, выстраиванию диалога со зрителем.

 Музейные кураторы

Томский областной краеведческий музей активно реализует проекты, как в пространстве музея, так и в онлайн формате. Сейчас проходит акция, в рамках которой любой желающий с сайта музея может отправить своим близким ретро открытку на электронную почту. С 2014 года в музее реализовывается проект «Сибиряки вольные и невольные», поддержанный благотворительным фондом Владимира Потанина, который сам по себе представляет уникальный для регионального музея кураторский проект.

Фото проекта «Сибиряки вольные и невольные».

Современный музей должен быть открытой площадкой, несмотря на все сложности консервативной структуры, традиционных стереотипов. Это жизненная необходимость. В этом смысле проекты в содружестве с внешними кураторами могут такой принцип открытости музея реализовать.

Константин Ширко, зам.директора ТОКМ: «Любой ли проектировщик в социокультурной сфере становится куратором или кураторские проекты возможны, например, только в сфере современного и актуального искусства?.. История – это постоянная интерпретация. И у музея есть большой запрос на кураторов. Советский бекграунд предполагал, что все концепции уже есть и ты просто иллюстратор  этих концепций. Куратор сегодня – интерпретатор тех смыслов, предметов и явлений, о которых говорит».

Логика проектирования задает контур работы с проектом, что дает возможность укладывать проектную деятельность в жизнь музея. В ТОКМ по опыту работы французских музеев разработана технологическая карта, которая позволяет синхронизировать текущие процессы с дополнительной проектной деятельностью сотрудников. В целом, технологическая структура кураторского проекта в сфере современного искусства и в традиционном музее идентична.

Анна Полякова, заведующий выставочным отделом ТОКМ: «Так сложилось, что слово «куратор» имеет отношение, прежде всего, к современному искусству. В нашем музее куратор – это человек, который организует процесс, собирает предметы, экспонаты, взаимодействует с людьми, является автором концепции, отвечает за наполнение, является связующим звеном между всеми полюсами. Мы называем этого человека автором проекта… Есть история, с которой куратор тоже может работать».

Куратор – это проводник, который помогает ориентироваться в море информации.

Татьяна Назаренко: «Люди, которые называются кураторами, пытаются осмыслить свою деятельность, вербализовать ее. Для меня образ куратора, когда человек, с одной стороны, стоит над своей деятельностью и выполняет роль менеджера, стимулятора. С другой стороны, он и сам работает внутри проекта. То есть куратор – это универсалия, которая объединяет в себе сразу несколько функций: исполнителя, идейного стратега, менеджера, организатора и т.д. И все это вместе есть куратор»

Свободные кураторы

В Томске есть творческие проекты, которые реализуются вне институций. Например, проект «Сомана КуКун». Кураторы проекта Софья Кугаевская (художник, керамист) и Наталья Нелюбова (музыкант, исполнитель). Проект начался в 1998 году. Цель проекта: явление кулайских символов в современное пространство. Тогда в 1998 году в ТОКМ была коллекция артефактов кулайской культуры, но ее никому не показывали и бережно охраняли. Результат разговоров и обсуждений с руководством музея – открытие выставки в 2007 году, где были показаны предметы этой коллекции. Упорство кураторов привело к тому, что эта выставка и дальнейшее продвижение кулайской культуры, стало резонансным и добавило уникальности и городу и Томской области в целом. Это явление стало очень популярным в нашем городе и вызывало большой интерес извне.

Картинки по запросу проект «Сомана КуКун»

На фото: участник проекта «Сомана КуКун», музыкант, художник — Наталья Нелюбова.

Проект «Сомана КуКун» многокомпонентный. В основе прикладное искусство, ремесло. В рамках проекта активно пополняется ювелирная коллекция и развивается музыкальное сказочное направление, в котором используются тексты представляющие философию коренных народов Сибири (тувинские, эвенкийские, авторские сказки). С проектом «Безумные сибирские сказки» можно познакомиться на концертах, которые состоятся в рождественские праздники в ТОКМ.

Софья Кугаевская: «Куратор – это человек, который знает и понимает проект, видит как его удержать и что делать дальше».

Кураторская деятельность связана с ответственностью. Ответственность придумать, ответственность начать, ответственность его успешно длить и успешно завершить. К проекту в течение его реализации могут присоединяться разные люди, но им не всегда нужно полностью в проект погружаться и оставаться в нем до конца. «Сомана КуКун» – проект длящийся. У кураторов есть дорожная карта и ряд ежегодных мероприятий, при этом, если возникают люди с идеями, они легко могут включиться в проект. Так, появилась книжка кулайских сказок (дипломный проект Анастасии Черногривовой) и многое другое. А если появляются проекты, которые работают с этой же темой, то этот факт подтверждает интерес темы, ее актуальность и важность для людей, как например проект «Я — кулаец».

Наталья Нелюбова: «В нашем случае кураторство происходит так. Ты берешь свой организм. Делишь его на две части. Одну половину ты назначаешь куратором. И этот куратор второй твоей половине приказывает выполнять: быть талантливым, придумывать, творить. И вот одна половина другую курирует».

Куратор проекта включен полностью во все процессы организации проекта от начала и до конца. Куратор объединяет людей вокруг проекта.

Алена Шафер, режиссер, сценограф: «Идея куратора – вдохновить людей на участие в проекте и на совместное создание продукта проекта. Не себя реализовать, не собственное Я, а вместе достичь цели проекта. Задача куратора убедить своей идеей как можно больше людей. Именно идея важнее нас всех. Куратор транслирует Большую идею».

Проект «Я — кулаец» также направлен на популяризацию кулайской культуры. 48 известных людей Томска приняли участие в этом фото-проекте. До участия в проекте мало кто из этих людей знал про кулайскую культуру, в проекте они сами много нового узнали, а теперь в рамках проекта стали популяризаторами этого явления.

Кураторы проектов современного искусства

Работа куратора в сфере современного искусства состоит в том, чтобы придумать идею проекта, разработать концепцию, произвести отбор художников, которых важно пригласить в проект.

Лукия Мурина, художник, искусствовед: «Очень важная функция куратора заставить работать художников. Это очень трудоемкий процесс и это самое сложное в кураторстве…Для куратора важно иметь базу контактов… В кураторском проекте важна каждая мелочь, каждая этикеточка. Все должно быть идеально насколько это возможно. Ты ответственен за то, что ты сделал».

Фото с открытия выставки «Маленькие виды большой страны. Индустриальная реальность» в Сибирском филиале ГЦСИ-РОСИЗО, 10 ноября 2016.

Кураторский проект Лукии Муриной «Маленькие виды большой страны. Индустриальная реальность» прошел в ГЦСИ в 2016 году. Это был серьезный большой проект в маленьком формате. Около 70% художников-участников проекта создавали работы специально для этой выставки. В проекте реализован индивидуальный подход к выставлению объектов. Для каждого объекта куратор продумывала, каким должно быть экспозиционное оборудование. Концептуально кураторский проект должен быть выдержан от начала и до конца. От экспозиционного решения до фуршета. В этом проекте индустриальная эстетика была учтена во всем, в стендах, в подаче угощений на открытии, в музыкальном оформлении, в дизайне каталога.

Анастасия Куклина, сотрудник Сибирского филиала ГЦСИ-РОСИЗО: «Важны полноценные образовательные  кураторские программы. Кураторству нужно обучаться. Существуют различные кураторские стратегии. Одни кураторы работают внутри институций, другие работают на разных сторонних площадках… Куратор придумывает идею, концепцию, пишет тексты, приглашает художников. И это не просто механическая сборка выставки. Куратор часто заказывает художникам работы под  определенную идею, для того, чтобы осмыслить какую-то проблему… Важно, чтобы не было подмены понятий между куратором, организатором, тьютором, менеджером, артменеджером. Грань тонкая, но она есть».

Куратор объединяет в себе организаторские, менеджерские функции, способность убедить и вдохновить. Функции куратора включают поиск и продвижение новых идей и новых художников.

Дмитрий Панов «Много говорится о том, что  художник не может без куратора существовать. Но нужны ли сейчас творческой единице продюсеры, кураторы или другие посредники? Мы живем в век интернета. На начальном этапе не каждому нужен куратор».

Интернет облегчает куратору поиск «своих» художников. Художник может выложить свое искусство в интернете, но если оно вне какого-то контекста, оно может и не найти своего зрителя. Куратор привлекает внимание к неочевидно полезному продукту.   

Ирина Бойко: «В рамках практического задания по курсу мы делали проект «Геометрия души» — цикл творческих событий, который состоял из выставки, образовательной программы и концерта. Заинтересованность в проекте была не у художника, выставку которого мы делали, а у кураторов. Куратор должен отдаваться полностью своему проекту, знать про каждую картину. Куратор должен знать, что автор хотел сказать, что ты сам по этому поводу думаешь. Куратор должен чувствовать и реально желать это делать».

Валентина Иващенко: «Мне очень интересно измерять кураторство с точки зрения разделения труда. Я чаще выступаю в качестве организатора в различных проектах, нежели в качестве идеолога и креатора, что на мой взгляд как раз отражает всю суть куратора в проекте. Я не согласна с тем, что куратор должен делать всё от «описания концепта триптиха» до «печеньки на кофебрейк разложить». Само собой он должен уметь всё. Но реализация – это другое. Суть большей части проектов – вовлечь людей в какую-то идею. Привлекая в организацию какого-либо предприятия в любой области, мы тем самым и через них транслируем свой посыл. Другое дело в том, что мы привыкли к такой практике, когда на одних плечах висит всё, от и до».

К выводам дискуссии:

Роль куратора в проекте очень широка от идейного вдохновителя до менеджера и организатора, но тем не менее основная функция куратора это удерживание идеи, того сообщения, которое куратор хочет донести миру через свой проект.

Силу и мощь идеи кураторского проекта можно оценить по тому, как люди включаются в проект со своими знаниями и умениями. Такой проект может жить очень долго, в него могут включаться разные люди, но куратор должен быть всегда рядом, должен его подпитывать.

Главная качественная характеристика куратора – это воля. Воля заставить работать себя и воля заставить работать других на благо проекта. Куратор – генератор идеи, подключающий волю и несущий ответственность за реализацию проекта.

Куратор – проводник и транслятор «неочевидно полезного продукта». Стоит различить куратора и продюсера, в том смысле, что  куратор, делая свой проект, выявляет, обозначает и формулирует проблему и цель и с ней работает. В процессе работы он привлекает уже известных художников или находит новые имена. И продвижение художников здесь происходит уже в контексте кураторского замысла.

Функции куратора включают очень большой спектр работ, но от куратора зависит, как он выстраивает эту работу и какую стратегию своей кураторской практики выбирает.

Кураторский проект отличается тем, что в нем есть смысл, очень важный и ценный для куратора. Смысл, которым он хочет поделиться с миром. По большому счету возможно два варианта: 1) это субъективное видение куратора и 2) высказывание куратора, основанное на исследовании ситуации, проблемы.

Куратору важно уметь выстраивать взаимовыгодные отношения с институциями.

Дискуссия состоялась в рамках курса «Кураторство творческих проектов», прошедшего в первом семестре у студентов четвертого курса Института искусств и культуры Томского государственного университета. В рамках курса мы рассматривали и изучали различные кураторские проекты, в том числе посетили выставку в ТОКМ «Сибиряки вольные и невольные» и выставку Наташи Юдиной в Сибирском филиале ГЦСИ-РОСИЗО «Таежные сны».

Фото Наташи Юдиной.

Фото экспозиции проекта Н. Юдиной «Таежные сны» в Сибирском филиале ГЦСИ-РОСИЗО, декабрь, 2017

Участники дискуссии:

Софья Кугаевская — организатор творческого проекта «Сомана КуКун», художник-керамист, преподаватель и ведущий мастер-классов

Наталья Нелюбова — организатор творческого проекта «Сомана Кукун», музыкант, исполнитель и художник

Лукия Мурина — художник, искусствовед, куратор, организатор акций «Сжечь нельзя сохранить», один из основателей проекта ЛуКо мануфатура

Анастасия Куклина — сотрудник Сибирского филиала ГЦСИ-РОСИЗО, аспирант ИИК ТГУ

Константин Ширко — заместитель директора по научной и методической работе
ТОКМ

Анна Полякова — заведующая выставочным отделом ТОКМ

Татьяна Назаренко — Старший научный сотрудник ТОКМ, куратор проекта «Сибиряки вольные и невольные»

Алена Шафер — художник, сценограф, режиссер спектакля «Яшка», автор проекта «Я — кулаец»

Студенты Института искусств и культуры:

Дмитрий Панов, организатор мероприятий для первокурсников, организатор Всероссийского форума молодых лидеров Youlead (Томск, 2017), организатор Международной студенческой площадки UNI4CITY в рамках II форума университетских городов (2017)

Анна Межакова, организатор проектов «Рамки дозволенного» (2016),  «Ваши личные финансы: игра для школьников Золотые караваны» (2015—2017), «U-mind games» (2016, 2017)

Валентина Иващенко, организатор Всероссийского форума Youlead, международной студенческой площадки Uni4city, Всероссийского форума Breakpoint.

Ирина Бойко, куратор творческого проекта «Геометрия души» (2017)

Светлана Чустеева, организатор Всероссийского форума молодых лидеров Youlead (Томск, 2017)

Ольга Колесникова, организатор акции «Друг рядом».

 Кирилл Яндулов, куратор выставки «Кулайские сны» (2017). А также Екатерина Кондратович, Вера Болотова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *