«Художник- ты что?» Новый арт-проект о современном искусстве в Сибири

20 марта 2018 Культурологи Анастасия Куклина, Кирилл Яндулов и художник Александр Колпаков представляют новый проект о современном искусстве «Художник – ты что?». В небольших видеовыпусках они обещают рассмотреть все детали художественного ландшафта Сибири и  познакомить нас с наиболее перспективными художниками.Первый герой проекта — томичка Наташа Юдина. Она создает арт-объекты из сибирской глуши в ироничном образе снежной королевы, заблудившейся в таежных лесах.  Ее работы выставлялись в России, Германии, Англии, Украине, Черногории, Франции. Почему такой интерес к творчеству Наташи за рубежом? Смотрите в интервью с Анастасией Куклиной.
Наташа, где мы находимся? В сугробе Что делает тебя художником и почему твои объекты можно называть произведениями искусства? Это возможность говорить со зрителем не напрямую, а через метафору, через художественный образ. Есть расхожее мнение, что художник, как плесень, он вроде бы ни на что не влияет, но без плесени нет кислорода. Сначала уберите нас, потом уберите проституток и все древнейшие профессии… Художник, как озон, который необходим для выработки кислорода. И это история про кислород – я говорю о гипоксии. Что это такое? Это кислородное голодание, которое может вызывать галлюцинации, такие, например, как страшные сибирские сны. И гипоксия здесь может трактоваться как нехватка художественной среды. Признаюсь, я скептически отношусь, что всю проделанную здесь мною работу когда-либо осмыслят или проанализируют: это как раскопать какой-то артефакт в недрах Арктики, кто-то же должен это сделать? Боюсь, что это из области археологии. Расскажи о концепции твоего творчества? То, чем я занимаюсь здесь, в сугробе, можно объединить одной темой: «Страшные сибирские сны». Это история искусств, которая продолжается здесь, в Сибири, но в Сибири очень трудно выжить: метель, пурга, стужа, где-то недалеко бродит страшный медведь-шатун, поэтому в Сибири нужно прятаться, кутаться в шерсть, утепляться шкурами, обрастать мехом. Искусство в Сибири требует утепления, его нужно оборачивать в шерсть, укутывать в шкуры. Я говорю о возможности искусства здесь родиться и выжить. Для меня очень важен архетипический персонаж – персонаж-химера. Венера в мехах – это образ античной скульптуры, блуждающей по дремучим таежным лесам в состоянии снохождения. Для меня это определенный опыт экзистенции и рефлексии на историю искусств, встреча с которой здесь, в заснеженной реальности, увы, не может случиться никогда. Блуждающая Венера — это определенное состояние без отправной конечной точки, близкое моему внутреннему эскапизму, это блуждание, безусловно, по сновиденческой реальности, по истории искусств, по «Страшным сибирским снам». Ты довольно часто выезжаешь из Томска в Москву и за пределы России, но всегда возвращаешься в Томск. Для тебя, Томск, Сибирь – это место силы, вдохновения или некая неизбежность, невозможность переехать по разным причинам в более благоприятную в климатическом и творческом плане среду? Если можно, я бы сказала принужденное место силы. Например, у Бэкона (художник Фрэнсис Бэкон) отец был конезаводчиком в английской кавалерии и насилие висело в воздухе и, может быть, это повлияло на его картины, походящие больше на конвульсивную кровоточащую плоть. В моем случае, это две музы – Гипоксия и Гипотермия.
Вообще, мы с вами, на первый взгляд, всегда можем столкнуться с тем, что между современным художником и публикой лежит пропасть невежества. И художник это воспринимает и обыгрывает по-своему, а публика даже и не обращает на это внимание. Но в этом вся прелесть – прелесть возможности контакта, провокационного, непонятного, неожиданного, такого, немного заигранного, местами вымученного, но это есть маркер современности – никто не обязан никому ничего объяснять или разжевывать. Должна случиться встреча. И, хорошо, что эта встреча на наших сибирских просторах очевидно происходит, — считает эксперт проекта Дмитрий Галкин.
Проект реализуется при поддержке Института искусств и культуры ТГУ. Полностью проект смотрите здесь. Материал впервые опубликован на сайте Агентства ТВ2.