Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором.

Специальность и направление подготовки
 
Специальность: 53.05.02 - «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором»
Специализация 02 - «Художественное руководство академическим хором»
 
Академическая степень
  • специалист
Квалификация выпускника
  1. Дирижёр академического хора
  2. преподаватель
Срок обучения
5 лет
 
Форма обучения
Очная, Наряду с бесплатным обучением на отделении существует возможность платного обучения (стоимость обучения в 2017/2018 уч. г. 181 200 руб.).
 
Сфера профессионального труда:
  • художественное руководство и управление творческим коллективом (академический хор, ансамбль);
  • педагогическая деятельность в высших, средне-специальных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, детских музыкальных школах, школах искусств.
Диапазон преподаваемых дисциплин:
  1. наряду с общеобразовательными дисциплинами;
  2. дирижирование;
  3. хоровой класс;
  4. вокальная подготовка;
  5. чтение хоровых партитур;
  6. история хоровой музыки;
  7. хоровая аранжировка;
  8. работа с хором;
  9. методика преподавания специальных дисциплин;
  10. методика преподавания вокальных дисциплинполифония;
  11. музыкальная информатика, музыкальная психология;
  12. анализ музыкальных произведений;
  13. история музыки (зарубежной и русской);
  14. народное музыкальное творчество;
  15. теория музыкального содержания.
Практики:
производственная (педагогическая, творческая, преддипломная), учебная (исполнительская).
 
Вступительные испытания
Русский язык (ЕГЭ)
Литература (ЕГЭ)
Творческий конкурс: дирижирование, фортепиано, сольфеджио.
 
Требования к вступительному экзамену по дирижированию:
  1. Дирижирование двух произведений (одно a'capella, второе с сопровождением);
  2. Игра партитур на фортепиано (a'capellaнаизусть, с сопровождением по нотам);
  3. Исполнение голосов: из партитур (a'capellaнаизусть по выбору комиссии);
  4. Исполнение вокального произведения с сопровождением (по выбору абитуриента).
Требования к вступительному экзамену по сольфеджио:
Вступительный экзамен состоит из письменного и устного экзаменов.
 
Письменный экзамен предполагает:
Запись двухголосного диктанта значительной трудности, однотонального или модулирующего с отклонениями в тональности 1-й степени родства. Объем диктанта – 8-10 тактов, количество проигрывания 10 раз, время написания – 30 мин. (образцы диктантов см.: Лопатина И. Сборник диктантов. (№282, №335); Гуслева. Двухголосные диктанты. (№634, №644); Алексеев Б., Бём Д. Систематический курс музыкального диктанта (№595, №625))
 
Устный экзамен предполагает:
  1. Пение с листа одноголосного упражнения (см. пример: Сладков П. Развитие интонационных навыков на уроках сольфеджио. М., 1994. Ч. 2. (№№314,308,303,304 и др.); Островский А. Учебник сольфеджио в 4-х частях (№№183,127,191,195 и др.));
  2. - Пение с листа двухголосия значительной трудности (с игрой второго голоса) (см. например: Сладков П. Там же (№№323,324,330,327 и др.), Способин И. Двухголосие (№№106,112 и др.);
  3. Пение модулирующего периода;
  4. Определение на слух элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, лады от звука);
  5. Определение на слух гармонической последовательности, содержащей отклонения и модуляцию.
Требования к вступительному экзамену по фортепиано:
  1. Полифония (И. С. Бах, Д.Шостакович, Р.Щедрин и др.);
  2. Крупная форма (I или II-III ч. сонаты венских классиков);
  3. Пьеса кантиленного характера или этюд концертного плана.
Правила проведения творческого экзамена «Дирижирование»
Критерии оценок - высокий балл ставится за:
  • владение техникой дирижирования;
  • грамотное прочтение хоровой партитуры;
  • отображение образно-художественной стороны хорового произведения;
  • владение основами вокальной техники при исполнении голосов хоровой партитуры;
  • владение исполнительскими навыками при дирижировании, игре партитур на фортепиано, пении голосов;
  • правильное определение на слух элементов музыкального языка и гармонической последовательности;
  • грамотное чтение с листа (чистота интонирования, сохранение строя, правильное прочтение ритмического рисунка, владение певческими навыками);
  • грамотное прочтение музыкального текста с выполнением авторских указаний (штрихи, нюансы, темпы);
  • владение техникой игры на фортепиано на высоком уровне;
  • отображение образно-художественной стороны музыкального произведения.