Молодой ученый

1.jpgО сфере интересов культуролога Дмитрия Галкина
Эпоха искусственной жизни, искусственный интеллект, создание искусственного тела для улучшения и продления жизни человека, Аватар, гуманоидные роботы – эти термины и понятия заняли прочное место в лексике молодого ученого Дмитрия Галкина. У Дмитрия Владимировича более 70 публикаций разного жанра, а еще многочисленные статьи, заметки, информационные сообщения в различных масс-медиа – это достаточно много, если учесть, что после окончания философского факультета ТГУ прошло всего полтора десятка лет. И студент, и аспирант, и ученый, и преподаватель, Дмитрий Владимирович – личность неординарная. Ареал его интересов широк и многообразен: искусство, спорт, путешествия, другие культуры.
Чрезвычайно актуальна тема его научных исследований. В 2014 году он блестяще защитил докторскую диссертацию «Философско-методологические аспекты искусственной жизни». Вообще сфера его научных интересов весьма обширна: теория и история цифровой культуры, искусство и технологии, культурная политика, искусственная жизнь, системы искусственного интеллекта, идеология и наука, гендерные проблемы информатизации. Эта же проблематика отражена и в читаемых им курсах. На вопрос «Какова сфера Ваших профессиональных (научных) интересов?» он отвечает: «Эффективное использование культурных, креативных и знаниевых ресурсов общества в инновационном развитии образования, экономики, управления. Роль компьютерных и информационных технологий в развитии гуманитарной сферы и механизмов управления. Современные методы обучения и профессионального развития». Сегодня он преподает студентам курсы: «Социология культуры», «Сравнительная культурная политика», «Теория и история цифровой культуры», «Культурная антропология», «История» и другие.
Дмитрия Владимировича интересно слушать, и не только потому, что он говорит о современных проблемах науки, техники, технологии, искусства, но и потому, что его язык лексически богат, метафоричен, наукообразен (в лучшем смысле этого слова) и, в то же время, понятен. Сложную идею он способен изложить доступно, в простых очевидных вещах, открыть другой удивительный смысл. Может быть, в этом ему помогает его практика бизнес-тренера.
Отвечая на вопрос «Что Вас привлекает в работе бизнес-тренера, он отвечает, что эта работа дает ему «возможность активно содействовать развитию практической деятельности (бизнес, управление); работать с профессиональными взрослыми людьми, их опытом, интересами, проблемами; осваивать, изобретать и тут же апробировать активные методы обучения». И более того – это прекрасный шанс «и уникальные возможности для личного и профессионального развития. Это просто профессиональное удовольствие от того, что твои идеи, исследования, опыт нужны на практике», – продолжает он. Среди недавних больших проектов Дмитрия Владимировича привлекает внимание разработка стратегии развития отрасли культуры Томской области, созданная совместно с Департаментом по культуре Администрации Томской области и специалистами Института им. Е.Т Гайдара (Москва).
Дмитрий Галкин молод, энергичен мобилен. Он свободно владеет английским языком, много бывает за границей, общается с коллегами в университетах и центрах современного искусства Европы и США.
В 2003 году он был участником летней школы «Инновационные стратегии международной культурной кооперации» в Амстердаме (Фонд Феликса Меритиса) По Программе поддержки молодых преподавателей вузов (JFDP) прошел годичную стажировку на проведение исследований и разработку учебных программ в Университете Дж.Вашингтона, Вашингтон, США, 2002-2003. Там же в 2004 году проходил стажировку по междисциплинарной программе «Науки о человеке». Другая его американская стажировка проходила в Университете Южной Калифорнии (USC) в Лос-Анджелесе (2005). В 2006-2007 выиграл Грант по Программе поддержки молодых ученых программы Европейского Союза INTAS (совместно с Советом ректоров вузов г.Томска). Июнь 2011 года отмечен стажировкой в Калифорнийском университете Беркли (Центр исследований Новых медиа) в рамках НИУ ТГУ. А в 2012-ом его встречала Вена, где он был на стажировке в Венском университете (Австрия). В ноябре 2012 молодой ученый участвует как организатор и ведущий в одном из проектов Культурной столицы Европы в словенском Мариборе – выставке научного искусства и конференции «Soft Control: Искусство, Наука и Технологическое бессознательное» (куратор Дмитрий Булатов). Но активные контакты с зарубежными коллегами много дают ему как ученому, исследователю таких актуальных и крайне проблематичных аспектов в науке. Дмитрий вообще считает, что наука является международной и никакой другой быть не может. Современный ученый должен быть вовлечен в международную научную жизнь.
О связи искусственного интеллекта и искусства
Беседуя с инициаторами стратегического движения «Россия 2045», экспертом которого является Д. Галкин, о том, какие возможности подарит человечеству искусственный интеллект, на что способен человеческий мозг и как искусство может помочь проекту по созданию искусственного тела, ученый сказал: «Информационная эпоха заканчивается, начинается эпоха искусственной жизни. И за активную работу в этой области надо браться уже сегодня.
У нас в России есть прекрасный шанс и бесспорный потенциал для интеграции в процессы передовых научно-технологических разработок. Я рассматриваю такие проекты, прежде всего, с точки зрения создания платформ для исследований и разработок. Мы в этом году начали работать с интересной моделью гуманоидного робота. NAO, которая создана именно как платформа для экспериментов»
Особо интересны размышления ученого о связи искусственного интеллекта и искусства. «Мне кажется, – делится ученый, – это вообще художественный проект. Креационистский – супер-творческий. Так что искусству здесь самое место. Художникам вообще проблематика искусственного живого исторически и концептуально ближе, чем ученым. Здесь искусство можно рассматривать в двух ипостасях – современное искусство вообще и искусство, работающее с технологиями. Назначение современного искусства, мне видится, – в генерировании смыслов и идей. Неважно, какие они – критические, фантастические, ироничные. Они могут быть любыми. Художников надо запускать, как генераторов смыслов, как тех, кто расширяет наше воображение. Это может проявляться в разных художественных форматах: и в театре, и в музыке, и в хореографии. Для таких прорывных технологических проектов как создание искусственного тела нужна сильная гуманизирующая поддержка. Это один момент.
А второй момент – это то, как художники экспериментируют с технологиями. Существует такое авангардное направление science art. И здесь в качестве примера я бы хотел отметить работу Стива Поттера, ученого из США (лаборатория нейроинженерии Технологического института Джорджии). Кстати, чисто гражданский проект. Так вот. Поттер занимается разработкой нейроинтерфейсов и сотрудничает с австралийской science-art группой «Simbiotica». Свои научные идеи он отдает художникам для креативной обработки. Их знаменитый проект MEART – полуживой робот-художник. Что собственно делают художники? Они берут и обыгрывают технологические решения. То есть создают дополнительную площадку для эксперимента.
И этим художники помогают развиваться науке. Приведу пример: когда подключили робота-художника к крысиным нейронам, выращенным группой Поттера, и посмотрели, какая обратная связь возможна, то получили массу полезных исследовательских данных, которые проясняли, как вообще эта новая искусственная живая форма функционирует. Но все это стало возможным благодаря художникам, которые спровоцировали нестандартную задачу для использования этой технологии.
Искусство стимулирует рождение новых научных идей, проблем, концепций. Есть даже такая практика в некоторых серьезных компаниях. У них есть должность «artist in residence», то есть художники, которые специально придумывает нестандартные решения для применения той или иной технологии.
Искусство – уникальный ресурс для фабрики инноваций. Только в искусстве креативная мощь так тесно связана с порождением смыслов и гуманизацией технологий».
О публикациях и конференциях
Его взгляды и мысли на любимую тему трудно вместить в статейные рамки, надо читать его публикации: «Живое из неживого: философско-методологические проблемы искусственной жизни»; «Искусственная жизнь: наука и компьютерные технологии в современном искусстве»; «Искусство и технологии: логика гибридизации», «Методология искусственного интеллекта в контексте гуманитарной информатики», «Феномен научного искусства: истоки, сущность, терминология», «Синдром Преображенского: искусственная жизнь и современное искусство» и т.д. Сегодня Д.В. Галкин – доцент Института искусств и культуры, руководитель лаборатории искусственного интеллекта (Философский факультет ТГУ). Только в текущем году он участвовал в 10-ти конференциях, форумах и симпозиумах, география которых довольна широка.
В мае 2011 года доцент Галкин представлял ТГУ на фестивале науки Фонда «Династия» в Москве с публичной лекцией о робототехнике в искусстве вместе с лучшими учеными из разных областей: Томас Рэй (эволюционная биология, Университет Аризоны), Стив Поттер (нейрофизиология и нейроинтерфейсы, Технологический институт штата Вирджиния), Константин Анохин и Михаил Бурцев (Курчатовский институт, центр NBIC). В том же 2011 году Дмитрий выступил на ХII Международном интерактивном форуме образовательных технологий «Дополняя реальность» (9 июня 2011, Москва, Российский государственный гуманитарный университет). В Екатеринбурге (14-17 июля, 2011) он прочел публичную лекцию в рамках специального проекта «Технологии в фокусе искусства: очарование и вызов» Уральской международной выставки и форума промышленности и инноваций Иннопром. Д.В. Галкин участвовал также в Международном симпозиуме «Pro&Contra медиакультуры», специальном проекте IV Московской биеннале современного искусства (8-12 октября, Москва, Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»), где он сделал секционный доклад и презентацию на круглом столе. 2012 год запомнится Дмитрию Владимировичу Международным конгрессом «Глобальное будущее – 2045» (GF 2045) (Москва, 17-20 февраля 2012) и Международной научно-практической конференцией «Научное искусство». (Москва, МГУ, 4-5 апреля 2012).
Дмитрий Владимирович – ученый молодой: впереди у него долгий путь достижений и побед. Тем более, что его дело когда-нибудь продолжит его сын Миша – маленький, но уже мудрый человек, который собирается быть механиком-инженером. Эту профессию – дело всей его будущей жизни – он объясняет так: «Буду делать всякие там механизмы и агрегаты, которые будут облегчать людям жизнь, которые будут сами знать, что нужно» человеку, все делать для человека...» Отцовская креативная мысль воплотится в мишиных конструкциях. Так будет!
Фотографии: