Сибирская серая коробка? Разговор томских художников с городом

27 октября в Томском государственном университете открылось новое арт-пространство «Галерея в Главном» выставкой-размышлением о городе и художнике внутри него. Богдан Шипунов, студент 1 курса кафедры музеологии, культурного и природного наследия, поделился своими мыслями о проекте «Томск, ты как?».

В странное время мы с вами живем. Когда-то люди готовы были отдать всё, что у них есть, и уехать за тридевять земель лишь для того, чтобы учиться. Сейчас же, когда роль образования возросла еще сильнее, прямо у нас на глазах, учащиеся, напротив, находят любые причины, лишь бы пореже находиться там, где всё вокруг напоминает об учёбе. Поэтому наш университет, чтобы не набить оскомину рутиной учёбы, еще и обеспечивает культурный досуг. Джаз-оркестр? Легко. Музей палеонтологии? Без проблем. Художественная выставка? Теперь и это тоже, благодаря хорошо нам всем знакомым Анастасии Куклиной и Кириллу Яндулову, кураторам выставки «Томск, ты как?».

Фото с открытия выставки.

Отсылая в названии проекта к одному из стихотворений авангардиста Велимира Хлебникова, кураторы задают открытый вопрос, ответ на который каждый может придумать сам. Сейчас у нас далеко не Ренессанс, да и порог вхождения в творчество едва ли не кричит о том, что оно подвластно каждому, теперь уже лишено элитарности; однако ситуация может и не плачевная, но заставляющая задуматься. Мы живем в «Сибирских Афинах», кладези талантов со всей страны и не только, но слишком уж сложно противостоять современной массовой культуре космополитизма, которая однажды поглотит весь мир. Однако, как показала выставка, сопротивление есть. Художники, борящиеся за идею, продемонстрировали это, лично поприсутствовав на открытии выставки и объяснив вложенные в свои работы идеи и мотивы, которые ими движут.

Художники Лукия Мурина, Николай Исаев, Александр Колпаков.

Думаю, абсолютно всех тронула художественная акция «Сжечь нельзя сохранить». Без излишнего пафоса и горделивости, авторы проекта Лукия Мурина и Николай Исаев посредством трафаретов заставляют томичей задуматься о том, что памятники культуры — единичны, и являются, в своём роде, символами города; «Сибирские Афины», которые уже давно могли бы превратиться в «Сибирскую серую коробку». Зачем сохранять то, что рухнет уже совсем скоро? Давайте лучше построим на его месте новое кафе! Вряд ли ответственные за снос от такого растрогаются, но зрители, познакомившиеся на выставке с этой акцией, могут задуматься о том, что возможно, если не будут предприняты необходимые меры, лицо города изменится навсегда. Однако пока есть те, кто говорит о проблеме, теплится надежда на сохранение уникальной архитектуры.

Акция Лукии Муриной и Николая Исаева «Сжечь нельзя сохранить».

Относительно творческой самобытности города, эта тема тоже была затронута. Арт-банда «Сну-Сну» использует экстравагантные методы привлечения к себе внимания. Пародийный клип «Асино 777» — безобидная, но далеко не беззубая работа, ироничная интерпретация всем известного хита, тонко намекающая на то, что своих собственных томских брендов нам очень не хватает. Ни тульских пряников, ни питерских мостов. Непорядок. Но не симулякром единым, а самобытностью... У нас её предостаточно, пора преобразовывать количество в качество.

Александр Колпаков, участник арт-группы «Сну-Сну», поясняет суть работы «Асино 777».

Моя любимая тема — индустриальная эстетика. И она была раскрыта в нескольких работах. Наиболее любопытная — «Объяснительная» Аксиньи Сарычёвой. К нам на выставку попала несколько переработанная её версия, теперь она сочится энтропией, отвергает всякую симметрию и будто бы лучится во все стороны. Не только реализация, но и идея изначально была совсем другой (первая версия работы была показана в рамках выставки «Томск в разрезе» в пространстве завода «Сибкабель»). Художнице пришлось выкручиваться из непростой ситуации, импровизировать, получилось эдакое «анти-искусство», не всем близкое, но и чтобы каноны рушить, необходимо уметь это делать.

«Объяснительная» Аксиньи Сарычевой.

Никого не оставила равнодушной «Венера в cнегах» Наташи Юдиной, думаю, тут слова излишни, лучше сами на нее взгляните и сформируйте свои впечатления. Интересная отсылка ко всё тем же «Сибирским Афинам», на сей раз в обертке классицизма, почему бы и нет?

«Венера в снегах» Наташи Юдиной.

И это далеко не всё. Выставка работает до 17 ноября, но, я уверен, вы уже всё видели и всё рассмотрели, но если ещё нет — то ноги в руки. Впереди немало подобных проектов. Кто как не Институт искусств и культуры должен окультуривать нас? Еще раз огромное спасибо организаторам выставки, директору института Д.В. Галкину и художникам! Первый опыт оказался удачным, впереди немало гор несвёрнутых, но есть надежда, что и новые лица примут участие в подобных выставках не только как зрители, но и как авторы. Даже я, лентяй и материалист, набрался идей, надеюсь, Ваш опыт был таким же.

За документацию выставки благодарим Павла Рыскаленко. 

Полный фотоотчет доступен по ссылке.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *