В Доме искусств открылась персональная выставка картин художника и преподавателя ИИК Вячеслава Шведова

В Томском областном Доме искусств открылась персональная выставка «Это все мое — родное...»  доцента кафедры дизайна ИИК, члена Союза художников России, Вячеслава Алексеевича Шведова.

В экспозиции представлено 16 пейзажей, в которых сибирская природа предстаёт тихой, туманной, лиричной и спокойной. Ниже предлагаем Вам ознакомиться с фрагментом статьи выпускника кафедры культурологии, теории и истории культуры Артема Барабанова, посвященной анализу творчества В.А. Шведова.

Пейзажи Вячеслава Алексеевича Шведова – это поиск сибирской, а точнее Томской идентичности сквозь призму внутренней стороны наблюдения за окружающей действительностью. Романтизированные образы и соответствующая колористика работ художника пропитаны тёплыми чувствами к холодным и суровым реалиям окружающего пространства. Лирика бескрайних горизонтов с пульсирующей, но непрерывной линией соединения верха и низа картины, передаёт чувства, знакомые каждому, кто покидал пределы индустриального и каменного мира. Каждый томич, каждый сибиряк и почти каждый россиянин узнает в пейзажах Вячеслава Алексеевича то, с детства знакомое, пространство, которое вызывает чувство прекрасного, в очередной раз проезжая на поезде или на машине в соседний город.

Вячеслав Шведов, холст, масло, 2018 год

Тематика пейзажа Вячеслава Алексеевича также является частью его личной жизни как коренного томича и охотника. С различными образами связаны конкретные истории из биографии художника и благодаря этому картины наполняются определёнными интимными смыслами. Также немаловажную роль в творчестве художника отводится к взаимосвязи репрезентируемых пространств. Это искусство о столкновении двух начал – цивилизации и природы, и следах, оставленных цивилизацией на естественных просторах вокруг конкретной локации, являющейся родной для художника.

Вячеслав Шведов, холст, масло, 2018 год

В работах автора также можно найти отголосок проявления ритма природной жизни. След от протоптанной летом трактором сельской дороги запорошен снегом, вокруг поле покрыто мёртвым золотистым бурьяном, но в снегу можно разглядеть отражение лилового заката, приходящего неспешно и с размерной периодичностью. Работа является прямой метафорой вышеизложенной теории: цивилизация «наследила» на облике природы, но вечное побеждает культурную надстройку цивилизации. На другом полотне можно наблюдать суровую сибирскую реку, колористика которой передаёт ощущение пустынности, холода, но при этом линия горизонта представляет собой окно, ведущее в соседнее ледяное королевство, где природа всё также сурова и холодна. Но холодное уныние сменяется осенним утренним туманом, окутавшим два одиноких дерева, стоящих посреди густой тайги. Растительность вокруг заполнена различными спокойными красками и напоминает слегка колышущееся море, распростёртое вокруг этих одиноких столпов. Человека здесь сможет разглядеть лишь человек, знакомый с историей появления этих лесов. Хотя осень может быть и ясной, при этом такой же спокойной. Контрастность, достигнутая благодаря цветовому сочетанию глубокого синего и светлого жёлтого цветов, вызывает ощущение гармонии, разбавленной стремящемся ввысь колосьями и тонкими сибирскими берёзами.

Идентификацию «Томичности» можно найти в изображении такого значимого для жителей города событии как первый ход реки, который интригует людей и собирает их у берегов, чтобы лицезреть плавающие и борящиеся друг с другом за место огромные глыбы льда. Ход реки для томичей ознаменует начало расцвета жизни, приход лета, и эта идея заключена в цветовом решении картины. Посреди оттенков холодного синего, отражаясь в просветах реки, различается намёк на тёплое золотистое солнце.

В. Шведов «Ледоход на Томи», холст, масло, 60-80 см., 2018 год

Резюмируя, работы Вячеслава Алексеевича Шведова представляют собой уникальное воплощение томского и сибирского пейзажа, наполненным лиричными смыслами и любовью к местным просторам. Как и работы других мастеров, работы Вячеслава задают определённую связь высказывания и пространства самой языковой формой предикативности. Картины художника, выполненные с внутренней стороны наблюдения, передают аутентичную ландшафтную эстетику пространства, а также порой очевидную, но чаще едва уловимую связь пространств культуры и естественной природы.

Выставка открыта для посещений до 20 июля ежедневно  с 10.00 до 20.00

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *