Вглядимся в глаза стариков: фотовыставка о ветеранах Великой Отечественной войны

19 мая 2018 Фотовыставка, посвященная ветеранам ВОВ, открылась в Сибирском филиале Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». В экспозиции показаны работы авторов со всей России. Проект представляет собой фотографические рефлексии памяти, которые позволяют по-новому увидеть и переосмыслить прошлое. На этой выставке вы не увидите парадной фотографии, здесь зрителю предлагается посмотреть на обратную сторону медали героев Великого подвига, и попытаться для себя ответить на вопрос, озвученный поэтом Евгением Евтушенко в 1961 году: «Хотят ли русские войны?!». Мы подробнее поговорили о выставке с куратором проекта Евгением Ивановым, корифеем современной сибирской фотографии, председателем Новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России. [caption id="attachment_1855" align="alignleft" width="300"] Фото: Евгений Иванов[/caption] Насколько важна архивная фотография как некая правда о войне? В этой выставке мы, к сожалению, не успели полноценно представить архивную фотографию, так как идея возникла на позднем этапе реализации. Фотопроект «Память», посвященный ветеранам ВОВ, придумал известный новосибирский фотограф Андрей Иванович Лашков в 2005 году, когда вся страна отмечала 60-летие Победы, и пригласил меня в нём поучаствовать. На протяжении этих лет проект эволюционировал, менялся, появлялись новые фотосерии. На данном этапе он превратился в исследование механизмов общественной и индивидуальной памяти о Великой Отечественной войне и Войне как явлении Жизни. В будущем мы планируем включить в проект блок настоящей военной фотографии советских авторов, ставших классиками. Возвращаясь к архивной фотографии, то в определенном смысле она здесь присутствует: на многих работах запечатлены ветераны, держащие в руках снимки военного времени. Где проходит граница документальной фотографии? Как автор понимает/определяет для себя – какую правду о войне стоит показывать, а о чем лучше умолчать? Обычно фотографию делят на документальную и художественную. Многие авторы, представленные в этом проекте – Сергей Максимишин, Александр Петросян, Александр Кряжев, Владимир Вяткин – являются высочайшими профессионалами документальной фотографии. Для них момент правдивости принципиален – никаких постановок они не приемлют. Но я не стал акцентировать внимание только на такой фотографии, для меня было важно то, какой эффект на зрителя произведет выставка. Поэтому в экспозицию включены художественные проекты, которые наглядно демонстрируют, что защитники Родины не просто плакатные солдаты, а в первую очередь люди. [caption id="attachment_1857" align="alignnone" width="700"] Фото: Александр Петросян[/caption] Как выстроена экспозиция выставки? Какой главный нарратив? На выставке «Царица доказательств. Фотопамять как инструмент перемен» мы сделали принципиальный акцент на том, что фотография – один из главных инструментов сохранения памяти. Это отчетливо прослеживается в экспозиции. Например, серия Светланы Пожарской «Грани времени. Из семейного альбома». В ней автор осмысляет события, происходившие в нашей истории, и то, как они повлияли на мироощущение человека. Интересна технология творческого процесса – Светлана заменила фотоаппарат сканером, благодаря чему получились удивительные, проработанные, фактурные «натюрморты». Или, проект Сергея Потеряева, который в своих работах совмещает принцип коллажной композиции, на которой, с одной стороны, мы видим портреты ветеранов, а с другой – трогательные детские сочинения на тему Дня Победы. Достаточно подробно представлена серия снимков, посвященная движению «Бессмертный полк» в разных городах России. В целом, экспозиция собрана на ощущениях, и может показаться несколько хаотичной, но это позволяет «высекать» неожиданные выразительные мысли, чувства и ощущения. Я сам очень много сделал работ о жизни ветеранов ВОВ. Часто наблюдаю достаточно формальный подход к празднованию 9 мая, к самим ветеранам, когда их воспринимают как некий миф, образ, и не важно – кто это, главное, чтобы были медали. Этим проектом хотелось сказать – давайте вглядимся в глаза стариков и поймем, что это удивительные люди, для которых судьба сложилась вот таким образом. Выставка обращается к зрителю с вопросами: Что такое война? Что такое патриотизм? Что такое память? Какие перемены нам нужны? [caption id="attachment_1856" align="alignnone" width="777"] Фото: Франклин Ван Хеес[/caption] Расскажите подробнее об участниках выставки? В рамках этого проекта представлены работы 34 авторов со всех уголков России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Кургана, Челябинска, Магнитогорска, Омска, Новосибирска, Томска и т.д. Настоящие профессионалы, Члены Союза фотохудожников России, лауреаты многочисленных премий. Хотят ли русские войны? Думающих людей этот вопрос мучает, и с помощью этого проекта мы пытаемся на него ответить, осмыслить эту ситуацию. Размышления над вопросом: "Хотят ли русские войны?" Приводят нас к другому актуальному вопросу: "Хотят ли русские перемен?". И не только русские. Та ситуация, которая сложилась сегодня в мировом масштабе, требует перемен. На мой взгляд, решать сложные мировые проблемы с помощью военной силы для человеческой цивилизации неприемлемо. Хочется, чтобы именно над этими вопросами задумался зритель. Выставка открыта для посещений до 29 мая. Адрес: Сибирский филиал ГЦСИ-РОСИЗО (пер. Нахановича, 3а). Вход свободный. Тел. для справок: +7-909-549-19-01