Графические лабиринты Аксиньи Сарычевой

02 октября 2017 14 сентября в Екатеринбурге открылась 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. На самое масштабное международное арт-событие в регионе была приглашена молодая томская художница Аксинья Сарычева. За ее плечами несколько персональных выставок, участие в фестивале современной уличной культуры «Street Vision» (Томск) и обучение в школе художников Музейного центра «Площадь Мира» (Красноярск). Сейчас Аксинья готовится представлять свои работы на XII Красноярской музейной биеннале «Мир и мiръ». Предлагаем вам ознакомиться с выставкой иллюстраций  художницы к роману Алена Роб-Грийе «В лабиринте», которая была показана в научной библиотеке ТГУ в начале этого лета. Директорский холл Научной библиотеки ТГУ. Конец учебного года. Сессия. Студенты бегут из одного читательского зала в другой. Они бросают взгляды на бледно-серую стену, на которой представлена графика – рисунки, будто бы созданные в спешке. Это выставка иллюстраций к роману Алена Роб-Грийе «В лабиринте» томской художницы Аксиньи Сарычевой. Всего двенадцать рам, в каждой по две работы.  Ниже тянется ряд рамок поменьше, они с текстом, также расположенным попарно. Часть работ висит напротив окна, что с одной стороны, создает дополнительные трудности – рамы отсвечивают, рассмотреть рисунки не получается; но с другой стороны, этот эффект заставляет подойти зрителя ближе и внимательно изучить историю, рассказанную художником и писателем. Куратор и философ Герман Преображенский,  дает подсказку в прочтении выставки – краткое содержание романа и биографию Роб-Грийе. Аксинья Сарычева – живописец, график и перформер; участник фестивалей Нового искусства (Томск) и «Тезисы» (Кемерово). В 2016 году на своей первой персональной выставке «Вещь» художница продемонстрировала живопись за три года и 691 рисунок за период чуть больше года.  Сарычева придерживается перформативного метода создания произведения, ее девиз – ни дня без рисунка. Она наблюдает за зрителями культурных мероприятий, за людьми в общественных местах,и, работая в технике беглых, очень точных и быстрых рисунков, делает такие «мгновенные снимки», пытается запечатлеть реальность покадрово. Таким образом, вопрос, почему художница выбрала роман именно этого писателя, отпадает сам собой. Один из ранних сборников французского писателя так и называется «Instantanés», что в переводе – мгновенные снимки. Еще одно знаменитое произведение идеолога «нового романа» - «Соглядатай» - также отсылает к технике «подглядывания». «Вещизм» Роб-Грийе, нарочито плоскостное и обезличенное повествование, повторяющаяся опись предметов, «взгляд вокруг»: от тени мухи на потолке до посетителей какого-то кафе, – этот метод описания и построения композиции близок Сарычевой. «А затем солдат и сам очутился за столом, и перед ним такой же стакан, до половины наполненный таким же темным вином. На красно-белых квадратиках клеенки, похожей на шахматную доску, множество округлых следов, но почти все они имеют форму то полукружий, то более или менее замкнутой дуги, и все эти полукружия и дуги порой набегают одна на другую…». В рисунке, иллюстрирующем этот текст, мы видим условные стакан и бутылку вина, а в черно-белый фон врезаются красные пятна условной клеенки. В этой серии работ Аксинья отдает приоритет белизне как части образа и композиции. Приведу пример: команда солдат на мотоцикле, контур безупречный, функциональные элементы (колеса, каски, ствол винтовки) выделены четко, но на лицах только белые овалы, это даже не маски, «а места, где могли бы быть лица». Важным этапом в творчестве художницы стала практика континуального рисования на сессиях Лаборатории нового искусства*, где Аксинья намеренно отошла от фигуративности – протяженность акта творчества стало целью изображения. В выставленном рисунке такая техника незавершенного образа позволяет смотрящему увидеть, что изображенное всегда является частью чего-то большего. Такого рода фрагментарные зарисовки позволяют представить не сюжет, ни героев или обстановку, но само тягучее тело нарратива, которое как студенистое облако стоит перед зрителем, и в которое всякий гениальный писатель позволяет погрузиться сразу и целиком, с первых мгновений чтения. Дополнительная информация: *Лаборатория нового искусства С 2015 года в Томске под кураторством философа Германа Преображенского начала работу «Лаборатория нового искусства», основным художественным продуктом которой стала «Перцептивная сессия». «Перцептивная сессия» — это уникальное явление для томского современного искусства. Принцип сессии заключается в публичном создании произведения или произведений искусства, находящимися в одном пространстве с музыкантами, танцорами, художниками и поэтами. Это вид синтетического искусства, который учит воспринимать и видеть искусство по-новому как самих участников, так и зрителей. Ссылка на группу Vkontakte Аксиньи Сарычевой. Автор текста: Анастасия Куклина