"Дизайн - это не украшение, дизайн - это метод решения проблем". В Томске завершился фестиваль дизайна "Типомания"

06 июня 2018 На фестивале графического дизайна, шрифта и типографики «Типомания.Томск», одним из организаторов которого выступил Институт искусств и культуры ТГУ, состоялись творческие встречи с ключевыми фигурами современного дизайна из Швейцарии – Людовиком Балландом, Иваном Вайсом, Михаэлем Крейнбюлем, Эриком Брехбюлем. Эксперты обсуждали актуальные вопросы современной индустрии дизайна: трансформацию профессионального образования в университетах, влияние технологий на специальность графического дизайнера, границы между дизайном и другим областями. Дизайнеры из Швейцарии пообщались с томскими коллегами и всеми, кого интересует индустрия, в рамках дискуссии «Что происходит в современном дизайне?» Модератором встречи выступил директор ИИК ТГУ, куратор фестиваля «Типомания. Томск» Дмитрий Галкин. По словам Дмитрия Галкина, сегодня дизайн как профессия переживает новое рождение благодаря достижениям современных технологий в сфере IT, когнитивных исследований, биоинженерных разработок (биодизайн), сфере нанотехнологий. Дизайн предлагает междисциплинарный подход к решению комплексных проблем, связанных с экологией, урбанистикой, образованием, медициной. Дмитрий Галкин
– Речь идет о новой оптике, о новом способе конструировать действительность вместе с художниками, учеными, инженерами. Слово «дизайн» уже давно имеет мало общего с декорированием и украшательством, – поясняет Дмитрий Галкин. – И наши гости из Швейцарии, дизайнеры с именем и репутацией, показали, что переосмысление профессии и практики дизайна происходит в эпицентре европейской дизайнерской культуры.
Одной из ключевых тем обсуждения стал вопрос о влиянии технологий на работу профессиональных дизайнеров. Сейчас любой непрофессионал может воспользоваться множеством электронных инструментов и полностью автоматизировать создание логотипов или сайтов. В целом, специалисты не видят в этом серьезной угрозы для профессии, поскольку есть тенденция к тому, что дизайн становится более демократичным. Также эксперты отмечают, что существует большая разница между дизайном для интернета и для печати. В первом случае он становится шаблонным, не позволяет появиться своеобразию и оригинальности, а во втором – дизайнеру интересны оригинальные подходы и эксперименты, здесь нет места стандартам.
– Я никакой угрозы в этом не вижу, даже для тех людей, которые этим пользуются, потому что они привыкли к определенному виду массового дизайна вроде шаблонов wordpress, – поясняет дизайнер традиционных и электронных плакатов студии Mixer Эрик Брехбюль. – Это ведь круговорот одного и того же – все выглядит одинаково. А наша задача как профессионалов – не только критиковать и показывать ограниченность этого подхода, но и экспериментировать, создавать что-то совершенно новое.
Кроме того во время обсуждения поднимался вопрос современного университетского образования в сфере дизайна. Эксперты обсудили, что университетам делать в этой области и как реагировать, встраиваться в ситуацию бурно развивающегося технологического мира.
– Для преподавателя важно дать старт, чтобы потом человек уже сам двигался и развивался в проектах, – комментирует дизайнер студии Johnson/Kingston Иван Вайс. – Какое-то время назад я был убежден, что дизайнеров надо учить программированию, потому что это тесно связано с инструментами, с которыми они работают. Но за все время, что я преподаю, ни один студент не полюбил программирование. Не знаю, может быть, я плохой учитель.
Добавим, что во время открытых лекций эксперты также рассказали о своей творческой деятельности и проектах в известных дизайнерских студиях. Эрик Брехбюль презентовал некоммерческие проекты, которые дают ему возможность экспериментировать и сохранять интерес к новым технологиям и возможностям дизайна. Иван Вайс и Михаэль Крейнбюльрассказали о  музыкальном фестивале в Люцерне B-sides и проекте Poster book, посвященном обзору происходящего в мире графического дизайна в Люцерне. Во время фестиваля состоялась презентация книги Людовика Балланда American reader at home, где собраны материалы о том, как американцы воспринимают новости в СМИ.