Street Vision: Черемошники пережили свой звездный час!

18 сентября 2017 27 августа завершился шестой фестиваль современной уличной культуры Street VisionВ этот раз событие развернулось на большой территории, включающей в себя лес, поляну и несколько закрытых помещений общей площадью 17000 кв.м. Это вовсе не был центр города, что вполне в стиле таких мероприятий. Тысячи посетителей, сотни участников, насыщенная концертная, образовательная программа, локации для съемок и необычные места с фуд-кортами (известная пиццерия организовала кафе прямо в кузове грузовика). В атмосфере витало общее ощущение радостного возбуждения от встреч с яркими, стильными, молодыми людьми, которые пришли посмотреть на неформальную современную культуру в Томске. [caption id="" align="alignnone" width="2000"] Фото: Паша Фишай[/caption] [caption id="" align="alignnone" width="2000"] Фото: Паша Фишай[/caption] Наверняка гости оценили размах фестиваля и уровень приглашенных хэдлайнеров: граффити-художников Никиту Nomerz, АКАба, неординарного исполнителя современной хип-хоп сцены Антохи МС. Хотя у многих могли возникнуть вопросы к организаторам. Например, почему у мероприятия нет общей темы, как это принято в современных культурных проектах? Street Vision просто объединяет всех, кто подал заявку и был отобран на вкус кураторов направлений. В музыкальной программе были представлены исполнители от рока до электроники, образовательная программа включала широкий спектр тем: от того как сделать свой Instagram и YouTube популярными до рассказа о современном томском искусстве и поддержке музыкальных региональных проектов. Возможно команда фестиваля хотела сделать событие для «всеядного» зрителя. В этот раз в гаражном пространстве были экспонированы живопись, графика, каллиграфия, фотография. Шесть инсталляций были разбросаны по всей площадке, но в многообразии неструктурированного визуального материала работы явно терялись и воспринимались с трудом. [caption id="" align="alignnone" width="2000"] Фото: Паша Фишай[/caption] Самой фотографируемой инсталляцией стала «пульсирующая система кровоснабжения из проводов и спутников», использованная как синоним «биения сердец-серверов» Екатерины Легушевой и Ульяны Гилевой. [caption id="" align="alignnone" width="2000"] Фото: Паша Фишай[/caption] Среди представленных живописных полотен можно отметить триптих одного из самых многообещающих художников Новосибирска - Виталия Простова. Несмотря на то, что автор оперирует фигуративными образами, композиционное решение, цвет, контекст, намеренное передразнивание пиксельной графики, заставляют зрителя задуматься об оригинальном сюжете. [caption id="" align="alignnone" width="2560"] Фото: Анастасия Куклина[/caption] На столбе по вертикале были экспонированы наброски талантливой томской художницы и перформера Аксиньи Сарычевой. Интуитивные, абстрактные зарисовки не воспринимались зрителями как картины. Однако если приглядеться, то можно было различить линии электропередач. Сарычева придерживается перформативного метода создания произведений, ее девиз – ни дня без рисунка. [caption id="" align="alignnone" width="2000"] Фото: Паша Фишай[/caption] Направление «Визуальное искусство» всегда составляло большую часть Street Vision. В интервью идейный вдохновитель фестиваля Иван Ларионов сообщил, что кураторская команда намеренно избегает тематической подачи художественных произведений, главное для них – быть трамплином для молодых и начинающих художников. Но тогда снова возникает вопрос: трамплин куда? Какие перспективы открывает Street Vision для участников? Показать свое творчество на ежегодном фестивале и по возможности продать работы заинтересовавшемуся зрителю (названия произведений были не подписаны, зато ценники на некоторых из них имелись)? В каком-то смысле, это, конечно, трамплин. Но что он дает для развития карьеры художников не совсем понятно. И даже если кураторы события сознательно держатся на дистанции от профессиональных арт-институций, это не создает новых перспектив и возможностей для участников. [caption id="" align="alignnone" width="2560"] Фото: Паша Фишай[/caption] Тем не менее, на сегодняшний день Street Vision – единственное культурное событие в городе, которое не только привлекает новых художников «извне», но и формирует собственную субкультуру, поклонников, которые следят за новостями, выступают волонтерами в организационных делах и преданно ждут встречи с новыми художниками, лекторами, музыкантами и граффитистами. Мы решили узнать, что думают о фестивале участники и зрители.
 Александр Колпаков, художник: То, что касается визуальной части, все смешано в кучу. Наверняка есть хорошие произведения, но они теряются. Фестиваль «Street Vision» прекрасен своей атмосферой. Черемошники пережили свой звездный час. Никогда в этом районе города не было такого количества приятных, красивых и интеллектуальных лиц.  Екатерина Кирсанова, культуролог: У меня сложилось двойственное впечатление, и связано оно с пространством. В прошлом году, несмотря на то, что было много всего, складывалось ощущение стерильной пустоты. А здесь, в гаражном пространстве, организаторы вернулись к формату андеграунда и гранжа. Материал не структурирован целостно, как на предыдущем фестивале, а разбит на блоки. Здесь присутствует формат свободного высказывания, присущий уличному искусству – любой художник может участвовать и показать свое творчество, а это доступно далеко не на всех площадках. Качество художественного контента разное. Но кураторы мероприятия никогда не ставили цель - создать высокое современное искусство. Здесь всегда был вариант молодежной тусовки. И это очень хорошо! Такие пространства должны быть!  Саша Обычный, занимается видеомэппингом: В этом году очень мощный состав фотографов. Много ребят из Питера и Москвы. Большинство из них состоит в сообществе с ироничным названием «АХУФО» (ассоциация худших фотографов), которое создал Вадим Соболев (Санкт-Петербург). Его работы также представлены на фестивале. На мой взгляд, интересны формальная фотография Валерии Спивак (Кемерово) и работы Константина Тиша, он снимает старые советские вывески, его творчество близко мне по духу.
 Павел Рыскаленко (известный как Паша Фишай), фотограф:
Мой знакомый сказал, что в этом году на Street Vision нет никакого искусства. Я с ним поспорил. Например, один из участников выставки – санкт-петербургский архитектор Степан Журавлев, его хобби – пленочная фотография. В своем творчестве он использует прием мультиэкспозиции (когда на одном кадре делается несколько снимков). Все свои фотографии он проявляет вручную. К тому же для фестиваля он сделал 30-ти метровую абстрактную инсталляцию на стене лесопилки, на которой расположена сцена. На мой взгляд, это впечатляет. В этом году Street Vision проходит уже в шестой раз. Радует, что Сибирь собирает людей со всей России и стран ближнего зарубежья. На сегодняшний день, это самое масштабное и крутое мероприятие в Томске.